Чтение

Что почитать летом

Перечень рекомендованных книг

  1. Русские народные сказки
  2. Сказки зарубежных писателей: Ш. ПерроГ. Х. Андерсенбратья Гримм
  3. Б.Заходер Стихи и сказки: “Товарищам детям”, “Страус”, “Пловец”, “Загадочный шум
  4. Е.Пермяк “Торопливый ножик”
  5. Б.Житков книга “Что я видел”
  6. Н.Носов “Фантазеры”
  7. В.Бианки “Рассказы и сказки”
  8. Э.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор, пес и кот
  9. Дж.Родари “Приключения Чиполлино и его друзей”
  10. С.Маршак “Мистер Твистер”
  11. Р.Киплинг “Книга Джунглей”
  12. Г.Остер “Вредные советы”
  13. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
  14. В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
  15. В. Драгунский Рассказы
  16. В.Осеева Рассказы
  17. Б. Житков «Как я ловил человечков»
  18. М. Зощенко «Ёлка»
  19. Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
  20. В. Катаев «Цветик-семицветик»
  21. В. Медведев «Обыкновенный великан»
  22. Л. Пантелеев «Честное слово»
  23. К. Паустовский «Стальное колечко»
  24. Е. Пермяк «Пичугин мост»
  25. М. Пришвин «Хромка», «О чем шепчутся раки», «Ёж»
  26. Н. Сладков «Медведь-дармоед»
  27. Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры»,и др….
  28. В. Чаплина «Дружба»
  29. Ш.Перро «Мальчик с пальчик»
  30. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок»
  31. А.Милн «Винни Пух и все, все, все…»
  32. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
  33. В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
  34. К.Чуковский «Тараканище. Бармалей. Доктор Айболит»
  35. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица»

Вы можете читать любые произведения этих авторов, если не найдёте именно эти.

Не обязательно, чтобы ребенок за летние каникулы сам прочитал все эти книги. Большие по объему произведения читайте ребенку вслух, или с ним «по очереди». Хорошо, если во время вашего чтения, он будет «следить» за вами, двигаясь глазами по строчкам. После чтения не забудьте поговорить о сюжете и главных героях произведения, обменяться впечатлениями. И еще несколько слов о режиме чтения. Чтобы научиться читать хорошо, ребенок должен читать не менее 10-15 минут в день. Но помните, что первокласснику не рекомендуется читать более 20 минут подряд. Если он хочет вернуться к чтению, то это лучше сделать только после перерыва, продолжительность которого не менее 25-30 минут.

  1. Пушкин  “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  2. М.Лермонтов  “Ашик-Кериб”
  3. П.Ершов  “Конёк-Горбунок”
  4. И.Крылов  “Волк и журавль”,  “Квартет”
  5. В.Одоевский  “Городок в табакерке”
  6. А.Чехов  “Мальчики”
  7. В.Гаршин  “Сказка о жабе и розе”
  8. С.Аксаков  “Аленький цветочек”
  9. Л.Андреев  “Кусака”
  10. П.Бажов  “Серебряное копытце”
  11. Е Шварц  “Сказка о потерянном времени”
  12. Н.Носов  “Приключения Незнайки и его друзей”
  13. В.Драгунский  “Главные реки”,  “Что любит Мишка”
  14. Б.Житков. Как я ловил человечков.
  15. К Паустовский  “Корзина с еловыми шишками”,  “Дремучий медведь”
  16. М.Зощенко  “Ёлка”
  17. В.Бианки  “Оранжевое горлышко”
  18. Мамин-Сибиряк  “Приёмыш”.  Серая шейка
  19. А.Куприн  “Барбос и Жулька”
  20. В.Астафьев  “Стрижонок Скрип”
  21. Е.Велтисов  “Приключения Электроника”
  22. К.Булычев  “Путешествия Алисы”“
  23. Д.Свифт  “Путешествия Гулливера”
  24. Г.Х. Андерсен  “Русалочка”
  25. М.Твен  “Приключения Тома Сойера”
  26. Ф.Баум  “Страна Оз”
  27. Д.Барри  “Питер Пен”
  28. А.Линдгрен  “Малыш и Карлсон”
  29. Р.Брэдбери  “Все лето в один день”
  30. Т.Янссон  Сказки про Муми-тролля
  31. А.Сент-Экзюпери  “Маленький принц”
  32. Толстой А. Золотой ключик, или приключения Буратино

Вы можете читать любые произведения этих авторов, если не найдёте именно эти.

Не обязательно, чтобы ребенок за летние каникулы сам прочитал все эти книги. Большие по объему произведения читайте ребенку вслух, или с ним «по очереди». Хорошо, если во время вашего чтения, он будет «следить» за вами, двигаясь глазами по строчкам. После чтения не забудьте поговорить о сюжете и главных героях произведения, обменяться впечатлениями. И еще несколько слов о режиме чтения. Чтобы научиться читать хорошо, ребенок должен читать не менее 10-15 минут в день. Но помните, что первокласснику не рекомендуется читать более 20 минут подряд. Если он хочет вернуться к чтению, то это лучше сделать только после перерыва, продолжительность которого не менее 25-30 минут.

Рекомендации для детей

 

Летние каникулы – это прежде всего отдых. Но не нужно забывать,
что четвертый класс будет довольно напряженным и забывать советы не следует.

Литературное чтение: читай художественную литературу по предложенному списку (не менее 30 минут в день), веди летние трекеры чтения. 1 книжечка на трекере – это 1 день. В конце месяца подведи итог.

Русский язык: поработай над каллиграфией, списыванием, пиши небольшие диктанты, повтори словарные слова.

Всё, что сделаешь летом, принеси и покажи мне.

А ещё советую чаще бывать на свежем воздухе, играть в подвижные игры, стараться соблюдать режим дня, поменьше сидеть перед телевизором и компьютером; узнавать что-то новое и интересное, помогать взрослым.


КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО И ЗНАЕТ.

 

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Перед тобой рекомендованный список книг для чтения летом. Ты можешь воспользоваться им при выборе произведения, а также можешь выбрать любую другую книгу, которая тебя заинтересовала.

ХОРОШУЮ КНИГУ ЧИТАТЬ НЕ В ТЯГОСТЬ, А В РАДОСТЬ.

Список книг на лето при переходе в 4 класс

  1. ·   Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях 
  2. ·   М.Лермонтов. Ашик-Кериб 
  3. ·   П.Ершов. Конёк-Горбунок 
  4. ·   И.Крылов. Волк и журавль. Квартет 
  5. ·   В.Одоевский. Городок в табакерке https://ae04.alicdn.com/kf/Se52628179cdd419b87d5289a98a931adg/Love.jpg
  6. ·   А.Чехов. Мальчики 
  7. ·   В.Гаршин. Сказка о жабе и розе 
  8. ·   С.Аксаков. Аленький цветочек 
  9. ·   Л.Андреев. Кусака 
  10. ·   П.Бажов. Серебряное копытце 
  11. ·   Е Шварц. Сказка о потерянном времени 
  12. ·   Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей 
  13. ·   В.Драгунский. Главные реки. Что любит Мишка 
  14. ·   Б.Житков. Как я ловил человечков 
  15. ·   К Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Дремучий медведь 
  16. ·   М.Зощенко. Ёлка 
  17. ·   В.Бианки. Оранжевое горлышко 
  18. ·   Мамин-Сибиряк. Приемыш 
  19. ·   А.Куприн. Барбос и Жулька 
  20. ·   М.Пришвин. Выскочка 
  21. ·   В.Астафьев. Стрижонок Скрип 
  22. ·   Ю.Коваль. Приключения Васи Куролесова 
  23. ·   Е.Велтисов. Приключения Электроника 
  24. ·   К.Булычев. Путешествия Алисы 
  25. ·   Д.Свифт. Путешествия Гулливера 
  26. ·   Г.Х. Андерсен. Русалочка 
  27. ·   М.Твен Приключения Тома Сойера 
  28. ·   Ф.Баум. Страна Оз 
  29. ·   Ф.Бернет. Маленький лорд Фаунтлерой 
  30. ·   Д.Барри. Питер Пен https://ae04.alicdn.com/kf/Se52628179cdd419b87d5289a98a931adg/Love.jpg
  31. ·   А.Линдгрен. Малыш и Карлсон 
  32. ·   Р.Брэдбери. Все лето в один день 
  33. ·   Т.Янссон. Сказки про Муми-тролля 
  34. ·   А.Сент-Экзюпери. Маленький принц 

 В КНИГЕ ИЩИ НЕ БУКВЫ, А МЫСЛИ.

Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

Ваш ребенок делает много ошибок при письме? Никак не может научиться хорошо читать? Обратите внимание на их характер.

Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые «глупые» пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?

А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают – обратитесь к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, у вашего ребенка имеются такие нарушения, как дисграфия, дислексия.

В этом случае помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.

Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.

Основных причин возможных трудностей с письмом и чтением две. Первая и наиболее часто встречающаяся — так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой — травма вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания. Родителям таких деток нужно быть заранее готовыми к тому, что в школе у их малышей могут возникнуть трудности с чтением, письмом или счетом.
Дислексия и дисграфия бывают связаны не только с травмами мозга, но и с врожденными особенностями его строения: к примеру, запоздалое разделение «обязанностей» между правым и левым полушариями. На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислектиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.

Что же такое — эта загадочная дислексия? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Левое обычно доминирует, в нем циркулируют бета-волны мозговой актив! стн и оно отвечает за логическое мышление. Любая аналитическая работа мозга происходит здесь, в том числе — обучение чтению и письму. Нарушения в работе этого полушария могут быть связаны с плохой учебой ребенка или взрослого.

Для правого полушария характерны альфа-волны, оно отвечает за интуицию и творческое мышление, например -за музыкальные способности или общительность человека.

Обоими полушариями командует мозжечок, расположенный сзади, между полушариями мозга и позвоночным столбом. При помощи электроимпульсов различной частоты мозжечок посылает команды большим полушариям.

При дислексии нарушаются основные нейронные связи, передающие информацию между полушариями мозга. Частично это проявляется в обычных для «плохого» ученика симптомах: затрудненном чтении, письме, плохой памяти, рассеянном внимании, проблемах при соединении букв в слова или выполнении арифметических действий. Дислексию часто путают с неспособностью к обучению. Выходит, что сегодня система просвещения отвечает за распознавание дислексии, хотя у педагогов нет ни знаний, ни возможности диагностировать столь непростую проблему. Сама система устроена так, что у дислектика нет никаких шансов успешно учиться. Как правило, проблема возникает уже в первом классе, при обучении чтению и письму. Иногда мамы еще в детском саду замечают, что ребенку трудно рисовать (например), и ведут своего малыша на обследование. Детям – дислектикам и дисграфикам не придется приспосабливаться и стараться не отстать хотя бы от среднего уровня, они смогут сполна использовать свой интеллектуальный потенциал, если с ними начнут вовремя заниматься грамотные специалисты — логопеды.

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.

Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» — чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.

Встречаются оптические ошибки, связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д.

Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка. У детей со скрытым или явным левшеством встречается зеркальное написание отдельных букв, а порой в редких случаях и полностью зеркальное письмо.

И, наконец, выполнение требований к каллиграфическому написанию букв может быть затруднено какими-либо двигательными расстройствами у ребенка. Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки. Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.

Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.

Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.

Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.

  • Ошибки на уровне буквы и слова.
  • Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.
  • Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.
  • Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).
  • Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).
  • Добавление лишней буквы; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).

Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

Ошибки фонематического слуха

в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).

Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.

Дети часто путают:

  • парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);
  • гласные о – у, ё — ю;
  • заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);
  • соноры л – р, й – л, м –н;
  • свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;
  • аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.

Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.

Оптические ошибки

в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.

Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.

Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

  • Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.
  • Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).
  • Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?
  • В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную. Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.
  • Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.

Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Итак 1.Выводы

Прежде всего не бояться ни слова, ни того, что за ним стоит. Никто не виноват в том, что он не такой как все, хотя сейчас это не модно. Дисграфия не болезнь — правило. Иначе — исключение. Эффект, а не дефект. Эффект давно позабытого испуга перед учительницей, толстой книжкой, грязной тетрадкой и стихотворением из двадцати четырех строк, которое нужно выучить к завтрашнему дню.

2.Выводы :

Прежде всего спокойствие. Готовность к медленной и равномерной работе.

Работе, сложной для ребенка, но легкой для взрослого. С учеником старшего школьного возраста работать гораздо легче. Но и здесь нельзя никуда торопиться.

Как добиться высокой скорости чтения

  • Если ребёнок ещё на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут, пересказал содержание. Через час-два ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один приём.
  • Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
  • Если ребёнок не любит читать, необходим режим щадящего чтения (например, можно просматривать диафильм и читать строчки под кадрами).
  • Необходимо отмечать рост скорости чтения, сравнивать результаты, радоваться каждому успеху.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

  • Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте. Ребёнку обязательно захочется узнать, что будет дальше.
  • Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он его запомнил.
  • Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте его и ваши впечатления.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Помните: чем лучше и больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях.