Раннее утро. В коридорах школы необыкновенная тишина. До звонка на урок осталось полчаса. Ещё есть немного времени подумать, поразмышлять…
О чём? Конечно, о школе, о любви, о детях!
Как связаны эти слова между собой и что значат они для меня?
Если попробовать объединить эти три слова в единое целое, то можно с уверенностью сказать, это моё прошлое, моё настоящее, моё будущее.
Спросите у любого человека, с чем ассоциируется у него слово школа, и вам без долгого раздумья скажут, что школа — это любимый учитель, озорные одноклассники, школьные уроки и праздники, первая школьная любовь. Для меня школа — мой дом, творческая мастерская.
Говорят: «Человек рождается дважды: в первый раз — когда появляется на свет, второй — когда выбирает профессию». Выбор специальности, ремесла, профессии — всегда таинство.
Диплом педагогического вуза — всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом ребёнке.
Педагогом не может быть тот, кто не помнит собственного детства и не способен проникнуть в мир ребячьих мечтаний, чувств, переживаний.
Призвание учителя — открывать мир, и в этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга: если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», — то позиция учителя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе». Когда это чувствуешь, становится легко и свободно. Дети сами идут на контакт.
Поднятая рука не только сигнал учителю: «Я знаю», — но и: «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке.
Сама себе задаю вопрос: «А что держит меня в школе? Что является стимулом в работе?» Любовь к детям? Любовь детей ко мне? Да, безусловно! Но в первую очередь — ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Главное в работе учителя не только знание своего предмета, умение его доступно преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, быть не только наставником, но и другом. Нужен нелёгкий труд души. «Хочешь владеть душами детей — отдай им свою», — одна из заповедей учительской профессии.
Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине — вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях. Эти качества во все века составляли неизменную ценность человеческой культуры.
Римский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть прекрасная возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души детям. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда.
Быть может, кто-то из моих учеников станет известным юристом, кто-то программистом, кто-то будет хорошим отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым человеком, и тогда я с уверенностью смогу сказать, в этом есть и доля моей заслуги. Важно лишь одно: пусть моя любовь согреет и поможет им в трудную минуту, пусть знания, мною данные, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.
Нельзя останавливаться ни на минуту. Нужно идти всегда только вперед!
С уважением, Суменкова Мария Павловна.