Подготовка к школе

Ребенок, поступающий в 1 класс, должен уметь:

  • различать звук, слог, слово, предложение
  • четко произносить все звуки речи
  • выделять звук в словах
  • определять место звука в слове
  • определять последовательность и количество звуков в словах такого типа: мак, зубы, сани, осы
  • находить слова с определенным звуком в предложении
  • расчленять простые предложения на слова
  • произносить слова по слогам
  • составлять предложения из 3-5 слов
  • использовать в речи обобщающие понятия
  • различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение
  • полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ
  • составлять небольшие рассказы, сказки по картинке и серии картинок
  • читать наизусть любимое стихотворение
  • знать автора прочитанного стихотворения
  • разгадывать самые простые загадки: «крашеное коромысло над полем нависло» (радуга); «сто одёжек и все без застежек» (капуста); «под полом таится, всякой кошки боится» (мышка); «не портной, но всю жизнь с иголками ходит» (ёжик) и т.п.
  • участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ
  • считать до 10 и обратно
  • называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  • соотносить цифру и число предметов
  • сравнивать 2 группы предметов
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • называть фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал и выбирать их из группы геометрических фигур
  • сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  • группировать предметы по определенному признаку
  • ориентироваться в пространстве и на листе клетчатой бумаги
  • различать понятия: выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева
  • выполнять несложные логические игры для детей своего возраста
  • считать до 10 и обратно
  • называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  • соотносить цифру и число предметов
  • сравнивать 2 группы предметов
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • называть фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал и выбирать их из группы геометрических фигур
  • сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  • группировать предметы по определенному признаку
  • ориентироваться в пространстве и на листе клетчатой бумаги
  • различать понятия: выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева
  • выполнять несложные логические игры для детей своего возраста
  • правильно держать ручку, карандаш, кисточку
  • проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки
  • переносить в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)
  • рисовать животных, геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм
  • аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов
  • пользоваться ножницами: разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру
  • делать аппликации из разноцветной бумаги
  • лепить из пластилина и глины
  • внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут
  • сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут
  • выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры
  • первыми здороваться
  • вежливо прощаться
  • благодарить за оказанную помощь
  • говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим
  • вежливо обращаться с просьбой
  • не перебивать говорящего
  • не вмешиваться в разговор старших
  • соблюдать порядок, чистоту.

В возрасте 5-6 лет ребенка гораздо важнее научить учиться,
чем чтению и счету. В этот период очень важно освоить ролевые игры, когда дети играют в школу, в магазин, в доктора. Дети усваивают правила общежития, узнают, что такое дисциплина, постигают азы взрослой жизни.

Сейчас уже многие дети к 7 годам овладевают счетом и чтением. Если ребенок по всем статьям подкован, есть опасение, что ему может быть скучно в первом классе. Тогда интерес к процессу обучения будет утерян на долгие годы. В этом случае логично определить ребенка в какую-нибудь специализированную школу с повышенной нагрузкой. Но это даст хорошие результаты только в том случае, если ребенок наигрался во все игры, которые следует проиграть в 3, 4 и в 5 лет.

Отдавать ребенка в школу в шесть или в семь лет? Обычно, начиная с 5 лет, дети уже мечтают о школе и рвутся туда. И многим мамам кажется: раз стремится учиться, значит, готов к школе. Это не всегда так: ведь школа для детей — символ взрослости, они просто хотят считаться более взрослыми, а вовсе не грызть гранит, называемый наукой. Поэтому разберитесь как следует, на самом ли деле ваш сын или дочь готовы к школе.

Иногда умение ребенка читать любимые сказки и бойко называть цифры вводит мам в заблуждение. На самом деле может оказаться, что у ребенка не подготовлена рука к письму, и в школе он будет очень быстро уставать. А главное, у него может быть не развито произвольное внимание, когда ребенок заставляет себя заниматься тем, что может быть и не очень интересно.Содержимое аккордеона

Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке).

Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.

Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).

Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.

Знать буквы алфавита.


Запомнить их лучше всего с помощью ассоциаций: А — аист, апельсин, Б – барабан, бегемот и т.д.

Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.


Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.

Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.

Иметь базовые пространственные представления (вправо/влево, вверх/вниз).


В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить ребенку описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.

Уметь копировать с образца (действовать по образцу).


Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.

Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.


Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.

Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш малыш привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации). Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения. Готовя ребенка к школе, старайтесь прибегнуть к помощи профессионалов. Помните, что познавательная сфера вашего ребенка нуждается в профессиональном развитии. Главное в подготовке ребенка к школе — создать мотивацию и радостное ожидание. Помните, что с приходом в школу ребенок меняет социальную площадку. Если вы дома хотите заниматься с ребенком, используйте методическую литературу. Помните, что педагогика — это наука. Озаботьтесь заранее формированием навыков самостоятельности у своего ребенка. Помните, что в школе без них вашему малышу будет очень трудно. Не старайтесь сдерживать эмоции своего ребенка при их проявлении. Помните, что у младшего школьника эмоциональная сфера развита более чем волевая и интеллектуальная. Если ребенку нравится заниматься художественным творчеством, поддержите его. Помните, что эстетическое развитие вашего ребенка во многом определит развитие его личности в целом. Постоянно читайте с ребенком и мотивируйте его на самостоятельное чтение. Помните, что владение техникой чтения позволит вашему ребенку овладеть и другими учебными навыками. Занимайтесь с ребенком подготовкой к школе в игре. Помните, что для дошкольника игра — ведущий вид деятельности. Не пускайте на самотек просмотр вашим ребенком телевизионных программ. Дозируйте такие просмотры как по времени, так и по содержанию. Старайтесь обсуждать с ним увиденное. Помните, что телевизор способен внедряться в сознание вашего ребенка и изменять его. Если ваш ребенок не уверен в себе, значит, где-то в детстве вы упустили момент. Постарайтесь переломить ситуацию. Помните, что только создание ситуаций успеха и вера в ребенка помогут вам.

Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаем рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.

НЕ ПИЧКАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ.
За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».

РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.

НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ.
Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают пугать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ.
Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни. Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ.
Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф — дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.

ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ.
Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ.
За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7—8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.

ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ.
Необходимый для школы навык — ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

ПОБОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР.
В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу.

ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ.
Хорошая игра на внимательность: всем раздается одинаковый текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой — ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.


Светлана Семенова

<< Читать в источнике >>

Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?

Раньше готовность ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.

Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:

  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • социальную готовность,
  • физическую готовность.

В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.

Что нужно уметь к первому классу

Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:

  • Умение самостоятельно обслуживать себя. Ребенок должен уметь раздеваться, одеваться, держать свои личные вещи в порядке. Очень важна личная гигиена, т.е. ребенок должен быть приучен к утренней и вечерней чистке зубов, в течение дня он должен следить за своей опрятностью, т.е. поправлять одежду и волосы при необходимости.
  • Ребенок должен свободно рассказывать о себе, чем он увлекается, а также рассказывать о членах своей семьи.
  • Умение дружелюбно вести себя с другими детьми, при этом он должен понимать, что правила поведения со сверстниками и со взрослыми отличаются. Он должен знать, как именно обращаться к учителям, как здороваться и прощаться. Обязательно знание элементарных правил этикета, т.е. ребенок должен говорить «спасибо» и «пожалуйста».
  • Он должен быть знаком с русскими народными сказками, знать имена великих русских поэтов и писателей.
  • Умение пересказывать услышанный или прочитанный текст, составлять рассказ по картинке.
  • Достаточная усидчивость, чтобы ребенок мог высидеть 30-40 минут, при этом внимательно слушая учителя.
  • Знание цветов и оттенков.
  • Умение различать одушевленные и неодушевленные предметы.
  • Умение находить лишнее (масло, сыр, колбаса, пластилин – что лишнее?).
  • Ребенок должен соотносить предметы по определенным обобщающим категориям. К примеру, чашка, кружка, вилка – это посуда и т.д.
  • Знать части человеческого тела и уметь их нарисовать.
  • Ребенок должен вести себя со сверстниками на равных, отстаивая свою точку зрения. При этом он не должен вести себя агрессивно по отношению к ним.
  • Он должен адекватно реагировать на то, что с ним кто-то не согласен.
  • Быть достаточно физически подготовленным для обучения в школе.

Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.

​Необходимые знания и навыки будущего первоклассника

Знания по математике:

  • ​счёт от нуля до десяти в прямом и обратном порядке;
  • сложение и вычитание в пределах десяти;
  • основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб;
  • умение сравнивать предметы по величине;
  • копирование образца, например, продолжать узор;
  • понимание количества: «один — много»;
  • базовые пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево, между, за, перед;
  • иметь базовые пространственные представления (вправо/влево, вверх/вниз);
  • в домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить ребенку описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.;
  • уметь копировать с образца (действовать по образцу);
  • можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить;
  • уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее;
  • можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.

Знания по азбуке и письму:

  • знать и уметь писать печатные все буквы русского алфавита;
  • читать простой текст, отвечать на вопросы по содержанию;
  • отличать буквы от звуков, хотя бы понимать разницу между гласными и согласными, твёрдые от мягких;
  • определение количество звуков, букв в слове;
  • найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
  • подбирал слова на заданную букву;
  • определять ударную гласную, ударный слог;
  • делить слово на слоги, определять количество слогов;
  • образование прилагательных от существительных (например, стекло — стеклянный).

Знания по окружающему миру:

  • ​иметь представления о природных и погодных явлениях;
  • дни недели, части суток (различать утро, обед и вечер) а также знать названия месяцев, дней недели, времен года, часов в дне;
  • знать названия самых распространённых растений (отличать деревья от кустарников), отличать фрукты от овощей и ягод, животных (отличать домашних от диких животных), называть детёнышей, насекомых (классифицировать по группам: ползающие, прыгающие, летающие);
  • уметь различать зверей, птиц и рыб.

Знания о себе и семье:

  • фамилии, имена, отчества своё и родителей, кем работают, домашний адрес и телефон (одного из родителей);
  • страна, город, улица, дом и квартира проживания;
  • свои возраст и дата рождения.

Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.

Советы родителям

​В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.

Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.

В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем, что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.

Не нужно «бежать впереди паровоза» и постигать с ребенком программу первого класса заранее. Поверьте, это не даст ему особо никаких преимуществ перед одноклассниками, потому что на длинной дистанции школьного обучения дети примерно выровняются по уровню знаний к 3-5 классу. Напротив, важно сохранять в ребенке чувство новизны, чтобы он воспринимал тетрадки, пенал и свой первый школьный портфель как приятные для него аксессуары, которых у него до этого не было.

​Рекомендации

  • Если у ребёнка есть особенности. Которые могут повлиять на результаты проведения диагностики. Расскажите учителю о них, но так, чтобы ребёнок не слышал (например, ребёнок заикается, в семье нет отца и т.п.).
  • Перед собеседованием объясните ребёнку, что его ждёт, но ни в коем случае не пугайте, очень важно создать положительный настрой, рассказать, что ребёнок придёт в школу, в которой скоро будет учиться. Его будущая учительница ждёт встречи с ним и хочет поближе узнать его, поэтому она побеседует с ним и попросит выполнить задания.
  • Накануне проведения собеседования о школе постарайтесь не перегружать ребёнка, дайте ему возможность отдохнуть, хорошо поспать, не экзаменуйте его и не старайтесь всё повторить.
  • Если ребёнок чем-то расстроен, успокойте. Обнимите его за руку, и скажите, что будете рядом. Ребёнок должен быть в хорошем настроении, не голодным в удобной для него одежде.
  • Позвольте ребёнку, если ему захочется, взять с собой любимую игрушку. Так ему будет спокойнее, он будет уверенней себя чувствовать.
  • Во время проведения диагностической работы не отвечайте за ребёнка, не требуйте от него ответа, не подсказывайте. Лучше всего оставить его один на один с учителем, после того как ребёнок привыкнет к обстановке. Скажите ему, что будете ждать его в коридоре.
  • После проведения диагностики старайтесь не расспрашивать ребёнка, ведь для него это важное событие и он может устать. Он может сам, поделиться своими впечатлениями с Вами, когда сам захочет.
  • Постарайтесь похвалить ребёнка, чтобы поддержать его положительный настрой в отношении будущей школы и учительницы.

Несколько дополнительных рекомендаций, как лучше подготовить ребенка к школе:

  • Будьте заинтересованы в своем ребенке, помогайте ему достигать положительного результата.
  • Не забывайте его хвалить, даже если его фактически успехи не так видны. Ребенок должен понимать, что вы оцениваете его деятельность.
  • Стремитесь к тому, чтобы ребенок выполнял все задания самостоятельно. Но если у него что-то не получается, то не нужно критиковать его. Не забывайте о таких фразах, как «Я знаю, что у тебя все получится», «Я верю в твои способности» и т.д. Так вы повышаете его уверенность в своих силах.
  • Всегда давайте ему высказаться и не перебивайте. Не подавляйте его познавательную активность и инициативу.
  • Всегда отвечайте на все его вопросы, потому что детская любознательность помогает ребенку получить максимально большой объем информации об окружающем мире, которая пригодится ему в дальнейшем обучении.
  • Все ваши требования и запреты должны быть обоснованы. Недостаточно просто сказать: «Нельзя» или «Так надо» – важно донести до ребенка точную причину вашего отказа или требования.
  • Никогда не сравнивайте его и его успехи с другими детьми или вашими родственниками. Помните, что ребенок только учится учиться, поэтому он не может сразу демонстрировать феноменальные успехи.

Самый главный совет, который может дать любой психолог – принимайте своего ребенка таким, какой он есть, т.е. со всеми его достоинствами и недостатками. Это вечная проблема завышенных ожиданий родителей, которые часто в лице своих детей хотят воплотить то, чего они сами не смогли достичь в своей жизни.

Помните, что ваш ребенок – это не поле для реализации ваших собственных амбиций. Это полноценная личность, которой могут нравится совершенно не те занятия, которые нравились вам в детстве. Цените индивидуальность ребенка и то время, которое вы проводите вместе.


Надежда Ростиславовна Гончарук

 

<< Читать в источнике >>

Почему мы обращаемся к этой теме? Что такого страшного в том, что ребёнок пойдёт в школу до семи лет? Он же подрастёт, и разве это много — разница в 2-4 месяца? Как специалист с семнадцатилетней практикой отвечу: да! Потому что для вашего ребёнка разница будет не 2-4 месяца, а год! Ровно год (а то и больше) разницы между ним и некоторыми его одноклассниками. И год отсрочки от школы может существенно изменить все последующие 11 лет его и вашей жизни.

Именно поэтому надо взвесить все «за» и все «против». Например, многие решают отдавать ребёнка в школу, потому что ребята из группы детского сада идут, и мы идём; старший ребёнок уже в школе — отдадим младшего, будет проще со временем; ребёнок уже всё умеет — чего его в саду держать; в этот год набирает хороший учитель, а что в следующем — не понятно.

Рассмотрим такие аргументы под микроскопом с самым большим увеличением, чтобы увидеть всё, что скрыто под, казалось бы, простыми и понятными вещами

1. «Все идут, и мы идём…»

Чаще всего это бывает в том случае, когда в детском саду ребёнок попадает в группу не по возрасту, а по году рождения. И в этом случае у родителей создаётся иллюзия, что раз он справляется с нагрузкой в детском саду, значит, справится и со школой — там ведь на полдня меньше, всего 3-4 урока.

Но родители, вы поймите, что разница даже в полгода у детей в этом возрасте, — это очень много.

Дети различаются по уровню внимания, усидчивости, потребностям, интересам, организованности и всему тому, что определяет готовность ребёнка к школе​

Это не значит, что ваш ребёнок какой-то не такой, что у него что-то не развито или он отстаёт от других. Просто у него нервная система ещё полностью не созрела, а это физиологический процесс, который человек стимулировать и подгонять не может!

Кроме того, давайте посмотрим на класс в целом. Как вы думаете, на какой возраст будет опираться педагог при проведении урока или определении объёма домашнего задания? Если сейчас в первом классе возрастной диапазон от 6,5 до 8 лет и численность ребят от 30 до 40 учеников.

​И как потом объяснить ребёнку, почему он не может так быстро и аккуратно сделать домашнее задание, понять и написать что-то в классе, как его друг, который на год старше. И это не фигура речи — в классе иногда встречаются дети с разницей в возрасте больше года.

​2. «Он умеет писать, читать, считать…»

Навыки письма, счёта, чтения не могут быть основанием, по которому можно судить о готовности ребёнка к школе.

​Залог успешной адаптации ребёнка в большей степени определяют физиологическая и психологическая готовность, а это:

  • Произвольность поведения, то есть умение подчинять своё поведение внешним правилам. Делать не то, что мне сейчас хочется, а то, что надо. Это про усидчивость и внимательность.
  • Эмоциональная зрелость, то есть умение ребёнка справляться с эмоциями в ситуациях проигрыша, усталости, конфликта, когда что-то не получается. Умение выражать своё состояние и переживания безопасно для себя и окружающих. Это про выражение своих эмоций.
  • Мотивационно-волевой компонент или «внутренняя позиция школьника», то есть сформированность потребности не только в игре, но и в обучении. Это про желание учиться и узнавать что-то новое.
  • Умение налаживать социальные контакты и «держать удар». Ведь класс — это не коллектив детского сада и не группа на развивающих занятиях. В классе больше конкуренции, и надо завоёвывать «своё место под солнцем». Это про общение и взаимодействие.

3. «Если сейчас не пойти,
то ему потом будет скучно,
так как он всё уже знает и умеет…»

Одно из основных заблуждений родителей заключается в том, что в первом классе ребёнка будут учить считать, читать и писать с нуля!

Нет! Сейчас уровень требований к будущим первоклассникам очень высокий. Дети приходят уже с большим багажом знаний: умеют писать печатные буквы, читают по слогам, считают в пределах 50. Кроме того, темпы обучения растут, программы обновляются, совершенствуются. Всегда можно выбрать гимназию или найти программу посложнее. Скучно ребёнку точно не будет! Кроме того, огромное количество сил в первом классе тратится на адаптацию. Многие родители отмечают, что ребёнок в первом классе начал опять спать днём, чего не делал со средней группы детского сада.

​4. «А что ребёнок подумает,
если все дети пойдут в школу, а он нет»

Дорогие родители, согласитесь, что это ваши мысли и ваши переживания по поводу происходящего. Ребёнок принять решение в этом возрасте не может. И то, как мы это решение ему преподнесём, как мы его обыграем и предложим, так он к этому относиться и будет.

​В моей практике не было случая, чтобы ребёнок изводил родителей нытьём: «Вот не отдали меня на год раньше! Я бы тогда учился лучше, уроки бы делала быстрее, а вот теперь сижу тут переросток и страдаю от того, что такой большой и умный!».

При этом более реальные мысли и сомнения возникают у ребят, которые приходят в первый класс и начинают понимать, что они не очень-то успевают по программе, что им надо больше времени для уроков. А уж если они по росту самые маленькие в классе, — это может стать важнее всех остальных вместе взятых переживаний. Для каждого ребёнка это, безусловно, индивидуально. Есть ребята, которые переживают из-за высокого роста, но это, опять же, не повод отдавать ребёнка в школу раньше, чем он к этому будет готов. И вот тут у ребёнка возникает очевидный вопрос, ответ на который, мне кажется, найти труднее, чем объяснить, почему мы не идём в этом году в школу.

​5. «Ему интереснее общаться с детьми постарше, и из садика идут знакомые дети»

Ребята действительно идут в школу в большей степени за общением — поговорить, поиграть и показать себя. Но школа — это не клуб по интересам и не кружок, это система образования. И там конкурентная среда, оценка результата деятельности, ситуации презентации своих способностей, там нет права выбора. Как вы думаете, у какого ребёнка будет больше ресурсов для преодоления этих ситуаций?

​Даже если ребёнок пойдёт в школу в полные семь лет — это не значит, что у него не будет трудностей. Они будут возникать в любом случае, но ресурсов и возможностей справиться с ними у него будет больше. Даже по чисто физиологическим причинам.

6. «А что мне с ним ещё целый год делать, он же уже эту программу прошёл»

Программа в детском саду — это условность. Если ребёнок повторяет пройденное — он попадает в ситуацию успеха, что способствует психологическому комфорту. Поделки, занятия, праздники, второй выпускной праздник — для ребёнка это не проблема, это беспокоит родителей. И эти вопросы в каждом случае можно решить индивидуально.

Можно оставить его в этом же детском саду, но просто сменить коллектив и воспитателей. Можно сменить детский сад или набрать развивающих занятий и кружков. Понятно, что у ребёнка будет стресс, так как это смена коллектива, смена педагогов. Но по сравнению со школой это может быть меньшее из зол.

7. «Это сильный учитель,
у него дисциплина,
успеваемость на высоком уровне»

Самый сложный и, пожалуй, противоречивый аргумент — это педагог, который набирает класс, к которому вы очень хотите попасть.

И опять вернёмся к количеству учеников в классе, необходимости пройти программу и сопоставим это с дисциплиной и успеваемостью. Особенно если вопрос дисциплины для вас актуален в связи с поведением вашего ребёнка. Его поведение (балуется, невнимателен, часто отвлекается) — это следствие его развития, возрастных особенностей, незрелости. Что решается только временем. И поверьте опыту, строгость и сердитость для поддержания дисциплины ученика здесь сыграет плохую службу и вряд ли будет способствовать формированию правильной учебной мотивации. А мотивация очень понадобится в средней и тем более в старшей школе. Мотивация именно учебная, формирование которой — важнейшая задача учителя в начальной школе.

​Факторы, которые говорят о том,
что лучше ещё годик подождать

  • Ребёнок не ходил в детский сад;
  • есть логопедические сложности;
  • есть неврологические особенности;
  • есть хронические заболевания (в особенности те, которые ослабляют иммунитет);
  • ребёнок часто болеет;
  • ребёнку сложно находить общий язык с детьми, он не проявляет инициативы при взаимодействии, долго привыкает к детям;
  • ребёнок очень эмоционально переживает неудачи и не умеет (или с огромным трудом) справляется с проигрышами, критикой;
  • тяжело переносит неожиданные события, изменения планов в последний момент;
  • эмоционально реагирует на любые события;
  • тревожный ребёнок.

Дорогие родители, ещё раз подумайте, взвесьте все «за» и «против». Школа — это не только первый класс, который в большей степени нужен для адаптации, но и последующие десять лет! И важно не только то, как ребёнок будет справляться в первом классе, но и дальше, в четвёртом классе, в средней и старшей школе. И период сравнения себя с одноклассниками в подростковом возрасте при разнице в год и больше может стать настолько важным и определяющим для подростка, что нам сейчас, с позиции родителя будущего первоклассника, даже сложно представить!

Если вы ещё точно не определились или вас мучают сомнения, то посоветуйтесь с воспитателями, педагогами из кружков, придите на консультацию к психологу, где можно пройти тест на готовность к школьному обучению. Соберите мнения, взгляды, сформируйте полную картину происходящего.

​Если вы однозначно решили отдавать ребёнка в школу до семи лет — пройдите диагностику психологической готовности к школе, которая учитывает психологическое развитие, особенности психических процессов ребёнка. Специалист подскажет, в каком направлении работать, чтобы к началу учебного года максимально подготовить ребёнка психологически, подскажет, какие особенности его психики стоит учитывать.

В идеале подобную диагностику надо повторить в конце года и посмотреть, в чём удалось продвинуться, а какие нюансы требуют внимания и работы. Иногда поможет только время, но есть то, что вполне успешно можно тренировать и развивать. Например память, внимание, мышление. И чем раньше вы узнаете, на что именно стоит обратить внимание и с чем работать, — тем лучше.

​Психологи
Наталья Соломахо и Карина Цвей

<< Читать в источнике >>

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними — малыши, которые еще не набегались. Есть и реальное опасение — если ребенок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?

Учеба для первоклассника — это физическая нагрузка, и немалая. Да, хороший учитель будет делать на уроках физкультминутки, менять ритм обучения, но все равно — ученику придется сидеть по 4–5 часов за партой.

Как определить, готов ли ребенок к школьным нагрузкам первого класса, рассказала кандидат биологических наук Екатерина ПЛЫШЕВСКАЯ, педагог психолого-физиологической лаборатории Владимирского пединститута, которая занимается тестированием будущих первоклассников, директор школы №29 города Владимира.

Итак, будущий школьник должен уметь:

1. Показать зубы

Количество постоянных зубов — признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока.

2. Достать правой рукой левое ухо

Это «филиппинский тест» — ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше — закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью — он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

3. Стоять на одной ноге

Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше — это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе.

4. Рисовать «дорожки», не заступая за края

Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других — это признак готовности руки к обучению письму.

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма — более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

5. Считать в обратную сторону

Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех — до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1.

Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень — если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности.

6. Самостоятельно одеваться

Пресловутые шнурки завязывать не обязательно — просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф — пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.

7. Есть вилкой

Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю».

Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

8. Следовать инструкциям учителя

Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.

«Достали учебники. Взяли ручки», — как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» — ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить.

Что же делать, если он еще не готов?

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».

Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» — значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.

Если не соответствует школьной норме только один признак — например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут — в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год — лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, — выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.

Анна Дектярева

​​

<< Читать в источнике >>

Что нужно для первого класса

  • Тетради в мелкую клетку и в узкую линейку с наклонной линией по 10-15 шт. (зеленого цвета, на титульном листе 5-6 строк)
  • Пенал
  • Ручки шариковые (синяя, зелёная, красная)
  • Простые карандаши, ластик, точилка
  • Линейка деревянная 20 см
  • Звуковые схемы (размер 5 х 10 см)
  • Обложки для тетрадей и учебников.
  • Цветные карандаши 12 цветов.

Отдельная папка по ИЗО:

  • альбом для рисования
  • краски акварельные 12 цветов
  • пастель
  • фломастеры
  • кисти для рисования №5, 7, 2
  • стаканчик для воды («непроливайка»)
  • салфетка
  • клеенка

Ребенок, поступающий в 1 класс, должен знать:

  1. свою фамилию, имя и отчество
  2. свою дату рождения и возраст
  3. полные имена членов семьи, их профессии
  4. домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира
  5. название своей страны и её столицы
  6. диких и домашних животных и их детенышей
  7. деревья, обувь, одежду, головные уборы, рыб, птиц, насекомых, зверей, овощи, ягоды, грибы, фрукты, транспорт, мебель, посуду и т.д. и классифицировать предметы по группам: яблоко, лимон, апельсин, груша – это фрукты
  8. части суток, дни недели, месяцы, времена года, загадки о временах года, основные приметы каждого времени года
  9. части человеческого тела
  10. названия профессий людей
  11. русские народные сказки: «Курочка-ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и др.
  12. детских писателей: К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин и их произведения
  13. правила поведения в общественных местах и на улице