
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 289
Суменкова Мария Павловна
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова»
(3 урок по теме — закрепление изученного материала)
Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова.
Задачи:
А) образовательные
- развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;
- совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова;
- расширить знания учащихся о правописании словарных слов.
Б) развивающие
- совершенствовать умения работы в парах;
- совершенствовать умения самостоятельной работы;
- совершенствовать умения самопроверки и взаимопроверки;
- развивать навыки выразительного чтения;
- расширить словарный запас учащихся;
- совершенствовать навыки анализа текста.
В) воспитательные
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
- прививать интерес к предмету.
Г) здоровьесберегающие
- формировать представление о здоровом образе жизни;
- используя физкультпаузы и паузы психологической разгрузки, стимулировать работу учащихся на уроке.
Оборудование: рабочий лист, демонстрационный материал (плакат, кораблики), карточки с заданиями, зелёный и красный карандаши, аудиозапись со звучанием моря.
План урока:
- Организационный момент
- Обобщение и систематизация знаний
- Сообщение темы урока
- Чистописание
- Словарная работа
- Работа с упражнениями
- Работа с правилом
- Физкультминутка
- Работа с упражнением
- Задание от дельфина
- Работа с упражнением
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
- Организационный момент
- Обобщение и систематизация знаний.
- Сообщение темы урока.
- Сегодня необычный урок. На партах нет учебников и тетрадей, вместо этого рабочие листы. На уроке мы будем матросами и отправимся в плавание по морю «Орфография». Нас ждут приключения, будет буря и шторм. Но я уверена, что мы с вами со всем справимся, ведь мы одна дружная команда. И обязательно в конце путешествия ответим на два очень важных вопроса: ЗАЧЕМ? и КАК?
- Чтобы оценить свою работу, у каждого из вас есть кораблик. Если вы выполнили задание, то закрашиваем окошко зелёным цветом, если оно вызвало затруднения, то закрашиваем красным цветом.
- Первое наше задание – чистописание. Выявите закономерность и продолжите до конца строки. Берём рабочие листы и работаем под номером 1.
- Словарная работа.
- Начинается шторм. Для того чтобы парусник не перевернулся, нужно свернуть паруса. Левый борт подмигните мне левым глазом. Правый борт помашите мне правой рукой. Перекликаться, вертеться, поворачиваться нельзя, иначе кораблик перевернётся.
- Слова спокойно жили в книжке, но книжку вдруг погрызли мышки:
- От слов начала откусили и быстро в норку утащили.
- Давайте поможем книжкам и найдём начала слов.
- Проверим! Шторм утих, развернуть паруса. Поменялись левый и правый борт парусами. Проверяем. Поменялись обратно.
— Оцените свою работу, закрасьте окошко в кораблике.
- Какая орфограмма встретилась в этих словах?
- Какое слово лишнее? Почему? (волна)
- Подберите проверочное слово. Волна – волны
- Молодцы!
- Слова волна и волны это однокоренные слова или форма одного и того же слова?
- Какие слова называются однокоренными? (Те, которые имеют общий корень и смысл)
- Мы сейчас посмотрим умеете ли вы различать однокоренные слова. У вас на рабочем листе под номером 3 даны слова. Найдите лишнее слово и подчеркните зелёным карандашом или ручкой.
- Проверяем. Кто допустил ошибки? Помашите руками матросы, которые сделали всё правильно. Оцените свою работу.
- Давайте вспомним, какие бывают гласные? (Ударные и безударные)
- В каком положении, написание гласного звука вызывает сомнение? (В безударном)
- Значит, ударные гласные не проверяем.
- Какие гласные в безударных слогах нужно проверять? (а, о, и, е, я)
- Как проверить, написание безударного гласного звука? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)
- Кто вспомнит стишок помогалку?
Безударный хитрый гласный.
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
- Физкультминутка.
- Давайте вспомним ещё раз какие гласные нужно проверять? (а, о, и, е, я)
- Напишем о – носом
а – локтем
и – ногой
е – коленкой
я – соединяем руки замком
— Молодцы!
- Следующее задание. На рабочем листе под номером 4. Прочитайте слова, вставьте пропущенную букву, вначале запишите проверочное слово. Обозначьте орфограмму, поставьте ударение, выделите корень.
— Проверяем. Приготовьте карточки с буквами. Левый борт прочитайте первое слово, правый борт прочитайте первое слово. Покажите букву.
— Молодцы! Оцените свою работу.
- Следующее задание от дельфина.
Здорово, ребятишки,
Девчонки и мальчишки
Крабик книжку мне читал
И загадку загадал
Помогите отгадать
Что это и как писать
Вот загадочка моя
Вы послушайте друзья.
Я антоним шума, стука
Без меня вам ночью мука
Я для отдыха, для сна
Да и в школе я нужна
Называюсь (тишина)
Но не знаю и иль е
Написать мне в «тишине»
Вы скорее подскажите
Без ошибок напишите.
- Запишите слово под номером 5 на строчке, проверочное слово, поставьте ударение и выделите корень.
Всех я вас благодарю.
- Давайте послушаем тишину. Кто что услышал?
- Сейчас вы будете работать в парах. Вам необходимо вставить пропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами, которые проверяли. Когда пара будет готова, покажите это.
На (…) л…сной (…) п…лянке под б…рёзкой (…) по…вились (…) в…сенние (…) цв…ты.
— Проверяем. Запишите это предложение на рабочем листе под номером 6.
III. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, в начале нашего путешествия мы задали два вопроса: ЗАЧЕМ? и КАК? Зачем же мы изучали эту орфограмму. Как нам проверять эту орфограмму?
- А сейчас прикрепите свои кораблики на море, посмотрим, как вам работалось на этом уроке.
- На ваших корабликах есть зелёные и красные окошки. Спасибо за честность, за урок, вы молодцы!